|
Мечи самураев
Первые
бронзовые мечи попали в Японию из Китая. У них были прямые обоюдоострые
клинки. Позднее мечи той же формы начали делать из железа - в сражении
их держали одной рукой.С III в. В Японии появились и мечи с
односторонней заточкой - тёкуто. Носили их в ножнах лезвием вниз,
подвесив к поясному ремню. Эпоха прямых мечей продолжалась до начала IX
в., когда воины-всадники сделались главной ударной силой японского
войска. Рубить врага на скаку было легче изогнутым и длинным мечом,
поэтому их затачивали с одной стороны и делали с изгибом. Такие мечи
получили названи тати, и именно с их появления и начинается история
традиционного японского меча. В ХIII - XIV вв. стал популярен большой
двуручный меч нодати, который мог достигать двухметровой длины. Такими
мечам обычно вооружали асигару, сражавшихся в одной набедренной повязке
или в самых легких доспехах не стеснявших движений. Носили их за спиной
в ножнах или просто на плече. Традиция носить два меча, ст привилегией
всего сословия самураев, от рядового дружинника до всемогущего сёгуна,
родилась в периодже неооходимым, как и первыи, поскольку О им они
делали себе харакири. Меч тати подвешивался к поясу наподобие сабли и
был удобным оружием для всадника, но пехотинцам оказалось ее носить его
лезвием вверх, заткнутым за пояс (такой меч стал называться катана, а
парным к нему ел короткий вакидзаси). Такой способ ношения ,позвалял
наносить удар одновремено с выхватыванием из ножен, что было жизненно
важно в скоротечных японских поединках. Соответственно изменилась и
отделка мечей: катану и меч-спутник вакидзазаси помещали не в роскошно
украшенныеы, как тати, а в гладкие лакированные ножны всяких накладных
деталей. Оба меча назывались дайсё-но косимоно, т. е.
«большой и малый
мечи, которые носят на поясе», при этом дайто (длинный меч)
предназначался для ведения боевых действий, сёто (короткий) - для
отрезания голов убитых и сведения счётов с жизнью. Иногда самураи
носили и нож танто айкути. На внешней стороне ножен большого меча в
специальных прорезях нередко располагались дополнительные
принадлежности, служившие самураю разных надобностей: маленький ножик
кодзука или ткогатана, и острозаточенная шпилька когаЙ. Кодзука в
походной жизни употреблялась в качестве обычного ножа. Применение когая
было более разнообразным. Им можно было пользоваться во время еды,
выцарапывать иероглифы, закалывать волосы.На поле сражения когай
втыкали в труп противника, чтобы потом по нему установить имя
победителя или закрeпить голову убитого врага у себя на поясе. В начале
17 в., с прекращением междоусобиц, мечи постепенно утратили боевое
значение, но продолжали оставаться символом сословия самураев. Даже
беднейший самурай стремился приобрести меч из наилучшей стали в самой
богатой оправе.
|
|